Статьи

Сыны Божьи и дочери человеческие

Сегодня умы христиан продолжает будоражить вопрос о том, кем же являлись таинственные «сыны Божьи», упоминаемые в книге Бытие (6:1-7), которые женились на «дочерях человеческих». Сомнений относительно личностей «дочерей человеческих» (бенот хаадам) практически нет, чего не скажешь по поводу толкования того, кем являлись «сыны Божии» (бене Элохим). На данный момент существует три основные теории. Рассмотрим каждую из них.
Содержание:
Гипотеза 1. Ангелы
  • Контраргументы
  • Толкование слова «исполин»
Гипотеза 2. Наследники Сифа
Гипотеза 3. Правители земные
Выводы

Гипотеза 1. Ангелы

Данное утверждение поддерживается некоторыми древними толкователями Священного Писания, в том числе христианскими. Представители современных, так называемых мистических ветвей христианства также являются сторонниками этого взгляда. В своих доказательствах они ссылаются на Книгу Иова (1:6; 2:1), где говорится о том, что на встречу к Богу пришли сыны Божьи. Хотя последние не названы напрямую ангелами, текст подразумевает, что это были именно они (38:4-7).

В качестве еще одного аргумента в подтверждение данной точки зрения используется апокрифическая Книга Еноха, которая не входит в канон Священного Писания, принятого протестантами. В этой книге, датируемой не ранее третьего века до Р. Х., от имени праведника Еноха (Быт. 5:18-24) ведется подробный рассказ о том, в чем именно заключалась вина сыновей Божьих и что стало причиной грехопадения ангелов, превратившихся после этого в нечистых духов. Насколько правдоподобной ни казалась бы первая версия, у нее есть определенные недостатки.

Контраргументы

  • Во-первых, в своих исследованиях евангельским христианам нет смысла ссылаться на апокрифические труды древних авторов. Если они не обладают каноническим авторитетом, то невозможно быть уверенным в достоверности предоставляемой информации.
  • Во-вторых, хотя библейская Книга Иова подразумевает под личностями сыновей Божьих ангелов, в книге Бытие, которую мы исследуем, ангелы всегда (17 раз) называются еврейским словом «малак». И ни разу для их описания не было употреблено словосочетание «сыновья Божьи». Точно такая же ситуация прослеживается во всем Пятикнижии.
  • Третьим контраргументом можно считать заявление Иисуса Христа о том, что «сподобившиеся достигнуть того века… ни женятся, ни замуж не выходят… ибо они равны ангелам» (Лк. 20:34-36). Исследователи Библии воспринимают данную фразу Господа как утверждение о том, что ангелы не вступают в половые отношения. Таким образом, необходимо понимать, что сыновьями Божьими, рождавшими исполинов, не могли быть ангелы, ведь они лишены способности кого-либо родить.

Толкование слова «исполин»

Но если все-таки предположить, что это были действительно ангелы, вызывает удивление тот факт, что из-за них было наказано все земное творение во главе с человеком. Такое положение дел указывает на несправедливость Творца, чего быть не могло.

«Так как же все-таки понимать слово «исполины»?» – могут задать вопрос читатели. Дело в том, что русское слово «исполины», которое использовали переводчики, не вполне верно. В оригинале стоит еврейское слово «нефилим», которое означает не столько «человек гигантского роста», сколько «падать, нападать».

«Исполины» могли не отличаться высоким ростом, но быть людьми жестокими, не брезговавшими нападать на других с целью наживы. Такое толкование становится приемлемым в свете прочтения первой части стиха 4. Оказывается, что «нефилимы» жили на земле еще до того, как сыновья Божьи начали брать себе дочерей человеческих в жены. Таким образом, неверно считать, что для происхождения «нефилимов» обязательно было сверхъестественное ангельское вмешательство.
Русское слово «исполины», которое использовали переводчики, не вполне верно. В оригинале стоит еврейское слово «нефилим», которое означает не столько «человек гигантского роста», сколько «падать, нападать».

Гипотеза 2. Наследники Сифа

Сиф – третий известный нам сын Адама и Евы, род которого отличался особой праведностью. Из этого рода происходил Енох, не познавший смерти. Соответственно, «дочерями человеческими» именовались женщины из греховного рода Каина. Такая теория имеет право на жизнь, поскольку Библия неоднократно называет праведников сыновьями Бога (Втор. 14:1; Рим. 8:14). Данная теория также вытекает из развития сюжета книги Бытие, рассказывающей о том, как Бог воплощает в реальность Свое обетование, произнесенное в Быт. 3:15. Ведь имели же место смешанные браки между праведными потомками Сифа и греховными наследницами Каина.

В противовес всем аргументам можно отметить, что это объяснение появилось достаточно поздно благодаря христианскому толкователю Юлию Африкану (180-250 годы). Этой точки зрения придерживались Иоанн Златоуст и Августин. Однако иудейские раввины не были знакомы с подобным толкованием.

Гипотеза 3. Земные правители

В древности правители земли считались людьми, рожденными от божеств, а возможно, даже полубогами. Следовательно, данная теория описывает процесс взятия правителями женщин в большом количестве себе в жены, что положило начало такому явлению, как гарем. В результате на земле начало увеличиваться количество «исполинов». Не все дети вождей могли рассчитывать на получение наследства, а потому, наученные военному делу, они зарабатывали себе на жизнь, не гнушаясь нападением на других людей. К минусам названной теории можно отнести тот факт, что Библия не содержит прямого упоминания о подобных прецедентах.

Выводы

Подытоживая свои изыскания, замечу: ни одна из трех озвученных мной версий на данный момент не является исчерпывающей. Каждому читателю необходимо самому решить, какой теории придерживаться. Кстати, всем нам необходимо сфокусироваться на вопросе: «Почему именно эта история записана в книге Бытие?» Мы должны понимать, что израильтянам, которые еще недавно были рабами в Египетской империи, во время захвата Ханаана предстояло сразиться с племенами Рефаимов, которые являлись высокорослыми людьми и даже гигантами. Становится очевидным, что Господь специально предусмотрел, чтобы рассказ о наказании «нефилимов» показывал, что рост и величие ничего не значат перед величием Господа Бога, Которому поклонялся и служил израильский народ.
Материал опубликован в журнале «Благодать» №3, 2023. Хотите больше духовного контента — приобретайте печатную, электронную или версию для смартфонов. По всем вопросам связывайтесь с редакцией +375333404257, +375172596094

Примечание:

*фото на заставке: pravlife
Made on
Tilda