Статьи

Сила молитвы: Урок, который изменит ваше общение с Богом

Удивительная мудрость, чуткость к людским нуждам и действие сверхъестественной Божьей силы привлекали к Иисусу толпы людей. Эти люди шли со своими нуждами и переживаниями, и каждому из них Божий Сын был готов помочь. Однако, несмотря на такую открытость и стремление послужить, Господь все же отделил для Себя особый, более тесный круг людей, в которых Он вкладывал Свою душу. Он проводил с ними много времени, учил их, строил близкие, доверительные отношения, формировал в них характер и духовную силу. Таких людей авторы четырех Евангелий называют учениками, а Самого Иисуса – их Учителем.
Следует заметить, что для человека, изучающего Новый Завет, термин «ученик» в процессе чтения приобретает все более широкое значение. Вначале это 12 избранных последователей Иисуса. Потом к ним добавляется еще 70 человек. А далее данное понятие включает в себя всех уверовавших в Христа, независимо от места и времени их обитания. Так, в Своей последней речи перед вознесением Иисус учил апостолов: «пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками» (Мф. 28:19, НРП). Я верю, что в число этих учеников вошли и многие читатели нашего журнала, которым я бы хотел напомнить один важный урок, преподанный Сыном Божьим.

Просьба, которая изменила все: «Господи, научи нас молиться»

Урок, о котором пойдет речь, был инициирован одним из последователей Иисуса Христа. Евангелист Лука повествует о том, как мужчина наблюдал за привычным ритмом жизни своего Наставника, пребывавшего в тот момент в молитве. Терпеливо дождавшись последнего «аминь», неназванный ученик обратился к Иисусу с просьбой: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1). Эта простая фраза, очевидно, не подразумевала глубокого, теологически выверенного ответа Учителя. Более того, мгновение спустя этот человек добавил: «Как и Иоанн научил учеников своих», – тем самым как бы ограничивая ответ Иисуса и по продолжительности, и по содержанию.

Образец для подражания: что такое настоящая молитва «Отче наш»

«Молитесь же так…» – этими простыми словами Иисус начал Свой спонтанный урок (Мф. 6:9-13). Расположившись поудобнее, окружающие Учителя люди даже не могли предположить, что Его дальнейшие фразы станут самыми цитируемыми во всей человеческой истории. Короткой молитве было уготовано стать частью постоянной духовной практики как в их личной жизни, так и для многих последующих поколений христиан. Бесчисленное количество людей выучило «Отче наш» и регулярно повторяет эту молитву во время публичных и личных обращений к Богу.

Простые фразы Господней молитвы несут глубочайший смысл и для многих становятся отправной точкой важного духовного изыскания. Строение молитвы позволяет охватить ключевые сферы жизни христианина. Ее начало и основание – подтверждение отношений молящегося с Небесным Отцом, а также его стремления искать и принимать совершенную волю Божью. Эта молитва учит человека по-детски искренней зависимости от Бога в вопросе удовлетворения повседневных потребностей. Она также способствует формированию здоровых отношений с другими людьми и показывает, насколько мы нуждаемся в Боге, сражаясь как с плотскими искушениями, так и с раскаленными стрелами лукавого. Это молитвенный шедевр, прекрасный образец того, как и о чем нам следует молиться. А еще «Отче наш» – это точка погружения человека, который любит Бога, в бескрайний океан общения с Ним…

Ключевые принципы действенной молитвы: настойчивость и искренность

Ответив на просьбу ученика, Иисус решил продолжить Свой урок. В привычной для Него манере, пользуясь языком аллегорий и притч, Он начал изъяснять окружающим, что собой представляет настоящая молитва. Господь рассказал короткий эпизод из жизни одного израильтянина, в дом которого пришел запоздалый гость. Незапланированная встреча выявила у хозяина недостаток хлеба, столь необходимого для достойного приема. Потому хозяин вынужден был наведаться к другу, живущему неподалеку. Стук в дверь застал последнего отходящим ко сну. «Что сделает этот друг? Сможет ли он проигнорировать настойчивую просьбу соседа?» – в воздухе повисли вопросы. Иисус Сам ответил на них. Он обратил внимание слушателей на то, что для положительного отклика имелся целый ряд причин – например, тесные дружеские связи и настойчивость просящего. А вот для отказа едва ли была какая-то здравая причина. Этот вариант, похоже, даже не рассматривался. Точно так же дело обстоит и с молитвой – она подразумевает наличие близких, доверительных отношения с Тем, к Кому мы обращаемся, а еще нашу настойчивость. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», – подытожил Иисус Свои рассуждения.

Впрочем, говоря о настойчивости, Учитель не забыл упомянуть и о другом принципиально важном элементе действенной молитвы – искренности (Мф. 6:5-8). Если просящий переполнен злобой, коварством или лицемерием, то не имеет значения, насколько он настойчив в своих просьбах. Поток красивых слов, приправленных гордыней и лицемерием, может впечатлить или ввести в заблуждение окружающих, но не Всеведущего Творца. Самые удивительные и сильные ответы человек получает на те молитвы, которые звучат в его «тайной комнате». Причина тому – искренность просителя. Оставаясь скрытыми от глаз и ушей посторонних, такие молитвы обнажают перед Богом сердце просящего. А Бог – это Тот, Кто видит тайное и реаги-рует на это явно (Мф. 6:6).

Молитва как общение с Отцом: Кому и зачем мы молимся

Еще одним ярким образом, предложенным Господом, было описание здоровых отношений между родителями и детьми. Иисус заметил, что любой нормальный отец стремится восполнить важнейшие жизненные потребности ребенка и потому готов откликнуться на его просьбу, невзирая на собственное настроение или степень неудобства, которое данная просьба может родителю принести. Для наглядности Иисус назвал популярные в Его время продукты питания – хлеб (мацу), рыбу (например, угря) и яйцо, сравнив их с несъедобными (и даже опасными) аналогами – плоскими пустынными камнями, змеей и свернувшимся на жаре скорпионом. Несмотря на явное внешнее сходство, они полностью отличаются по своей сути. Эта разница очевидна для взрослых, но не всегда заметна для детей, которые могут протянуть руку к змее или скорпиону. Именно поэтому отец не просто бездумно выполняет пожелания своего сына или дочери, но способен увидеть и восполнить их глубинную нужду, проводя четкую грань между детскими желаниями и потребностями. Он не позволит взять (и тем более не предложит сам) то, что только кажется «хлебом», «рыбой» или «яйцом». Сколь же более превосходен Небесный Отец в отношениях с земными детьми и в том, как Он реагирует на их нужды и просьбы, озвучиваемые в молитвах!

Урок, который длится вечность: практика молитвы в жизни ученика

Глубокие мысли Учителя, исполненные неземной мудрости, вероятнее всего, в очередной раз заставили сердца Его последователей биться чаще. Однако была еще одна составляющая этого прекрасного наставления, которая рисковала остаться незамеченной, – практическая. При более внимательном изучении евангельской истории становится ясно, что на самом деле отнюдь не слова неназванного ученика положили начало этому уроку. Тихо и ненавязчиво ученики получали этот урок всякий раз, когда Господь преломлял его в свете личной жизни, показывая на собственном примере, насколько важно общение с Небесным Отцом. Иисус молча учил Своих последователей, когда, утомленный дневными заботами, тем не менее спешил на гору для молитвы или когда, проснувшись рано утром, последователи находили Учителя склонившимся на колени. Господь преподавал этот урок, когда, поднимая к небу чашу и хлеб, неизменно благословлял имя Всевышнего. Слушающие не могли знать, что финальный практический пример прозвучит в преддверии любимого всеми праздника Пасхи. Сначала – сопровождаемый потом и кровью в Гефсиманском саду, а затем – в коротких фразах, слетающих с высохших губ Человека, поднятого на Голгофский крест.

Были запланированы и личные практические занятия в этой важной духовной дисциплине. Они ожидали учеников немного позже – уже после того, как у них будет «отнят жених». Последователей Христа также ожидало потрясающее открытие – удивительный дар Святого Духа, предреченный пророком Иоилем, а вместе с ним и способность «говорить тайны Богу» на иных, незнакомых языках… Одним словом, могли ли апостолы ожидать всех этих удивительных даров, решив высказать Учителю самую обычную на первый взгляд просьбу?

Дорогой читатель! Быть может, ознакомившись с моими краткими рассуждениями, ты тоже захочешь стать учеником, подобным тому, который обратился к Иисусу с этой насущной просьбой? И, возможно, не вполне осознавая всей важности происходящего, искренне попросишь Бога: «Господи, научи меня молиться»? Если ты до сего дня не решался зайти в эти неизведанные воды, то, вероятно, тебе сложно будет догадаться, насколько глубоким и удивительным по содержанию и последствиям может стать этот урок именно для тебя!
Made on
Tilda