Статьи

Формирование христианского характера

Однажды во время учебы в библейской школе я обнаружил, что в моем сердце зародилась недоброе чувство, которое я вначале принял за эгоизм. Анализируя свое духовное состояние, по прошествии некоторого времени пришел к другому выводу. Это чувство больше похоже на ущемленную гордость или ущемленное самолюбие.
Дело было вот в чем: в середине сессии я обнаружил, что моя успеваемость меня абсолютно не удовлетворяла. Успехи были средними, и это больно задело мое самолюбие. Я был старшим в семье ребенком и привык всегда быть первым во всем. В этом мне помогали фотографическая память, а также другие способности, которые позволяли без особого труда всегда быть первым или, на худой конец, вторым. Всегда думал, что у меня не было особых недостатков, тем более эгоизма. Я никогда не был жадным, с радостью помогал друзьям разрешить их проблемы, и вот неожиданно осознал: все совсем не так, как я себе это представлял. Не скрою, меня это открытие очень сильно обескуражило. Более того, возникла спонтанная идея оставить учебу. Чувство вины наполнило все мое существо. Размышляя, пришел к мысли: не спросить ли мне у Бога, как Он смотрит на меня и что Он скажет насчет того, как поступить в дальнейшем. Не откладывая дело в долгий ящик, принимаю следующее решение: буду поститься и молиться до тех пор, пока не получу ответ.

Середина июля, жара… С трудом преодолеваю три дня поста. Сильно ослаб физически, но желание молиться не ослабевает, а, наоборот, крепнет – буду стоять до конца. На четвертый день вечером во время молитвы вдруг услышал голос, эхом повторяющийся, словно в безднах космоса: « На десятый... десятый… день... день… получишь ... получишь…» Поднимаюсь с колен и, хотя никогда до этого не слышал голос Божий, почему-то понял – это Его голос! Подсчитал: десятый день - воскресенье, и я, естественно, буду в церкви на служении. Говорю: «Господи, Ты знаешь, что у меня есть недоверие к знакомым пророкам. Поэтому если Ты хочешь сказать что-то ко мне через человека, то пошли такого пророка, который не знает меня, а я – его». Все произошло так, как я и просил у Бога. Он послал пророка из России. Мы начали молиться, и Господь обратился ко мне: «Ты увидел свой недостаток. У тебя еще есть много других недостатков – работай над собой. Я вложил в тебя желание, направил учиться, и это Мое определение, чтобы ты мог больше познавать Меня и Мою волю».

Расскажу еще об одном случае, когда Господь указал на очередной мой недостаток. Произошло это так. Поздняя осень, темно, стою на остановке, надо ехать на служение - должен проповедовать в церкви. Подходит 29-й автобус, захожу в салон, и вдруг на меня обрушивается сплошной поток грязной брани. Поднимаю голову и вижу мужчину с рыдающим ребенком на руках, напротив которого сидит его жена. Именно эта парочка абсолютно не стеснялась в выражениях: мне никогда еще не приходилось слышать такой изощренной матерной ругани. К моему великому удивлению, никто из пассажиров вообще не реагировал на происходящее. Кто-то читал, кто-то сосредоточенно смотрел в темное окно, силясь что-то рассмотреть снаружи… В моем сердце закипело возмущение (так называемый «праведный» гнев). Я подошел ближе и собрался выпалить: «Если вы не уважаете себя, то уважайте присутствующих! Как вы смеете в общественном месте вести себя столь безобразным образом?!» Но вдруг внутри себя услышал: «А помогут ли твои слова?» Внезапно пришло понимание: я не смогу остановить этот поток брани. Более того, она может обрушиться непосредственно на меня, и как тогда я буду чувствовать себя на служении? Как буду проповедовать? Держусь за поручень и размышляю: что же делать? Ага, понятно! Я сейчас прикажу злым духам выйти из этих людей, ведь это демоны виновны в том, что несчастные муж и жена так плохо себя ведут. И вдруг снова слышу: «Ты не можешь это сделать». «Господи, – отвечаю про себя, – почему я не могу это сделать?» «Ты стал на одну ступеньку с ними» – слышу в ответ. «Как такое может быть, Господи?» – в недоумении спросил я. «Ты позволил возмущению войти в свое сердце», – таков был ответ. В этот момент я осознал, что в глазах Бога мое возмущение было таким же грехом, как и сквернословие этих обманутых дьяволом людей! Надо же, я никогда не считал, что возмущение – это зло и грех. У меня эта проблема была с детства, но мне казалось естественным реагировать на неправду, зло и грех людей, проявляя «праведные» возмущение и раздражение. «Господи, пожалуйста, прости меня», – про себя попросил я Иисуса. Прошло несколько мгновений, и я снова услышал голос Божий: «Теперь ты можешь запретить…» Снова про себя я повелел: «Во имя Господа Иисуса Христа запрещаю вам, духи злобы поднебесной, действовать в этих людях!» В сердце была абсолютная вера в то, что ответ на молитву придет быстро. И только с любопытством продвинулся ближе к продолжавшим ругаться матом супругам, как в салоне автобуса вдруг повисла звенящая тишина…

В Священном Писании многократно говорится о том, что человеку необходимо менять свое поведение, характер, работать над своими привычками (решительно расставаться с вредными и приобретать полезные), уметь контролировать эмоции… И как апофеоз всего в Нагорной проповеди звучат слова Христа: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Апостол Петр, обращаясь к Церкви, напоминает: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь… (2 Пет. 1:5-11). В Библии очень часто используются глаголы в повелительном наклонении: стремитесь, бегите, трудитесь, изменяйтесь… Особенно много таких напоминаний содержится в Новом Завете. Безусловно, изменить себя без помощи свыше человек не может. Об этом очень ясно сказал Христос: «… человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу». Потому многие люди, опираясь на этот библейский стих, делают ложный вывод: раз я сам в каких-то аспектах не могу измениться, то пусть за меня это сделает Бог! Такие верующие при этом успокаивают себя: «Я ведь не пью и не курю, не ругаюсь матом и храню супружескую верность… А что касается раздражения, обид, гордости, злословия, клеветы… Во-первых, это не так заметно, как явные грехи, а во вторых, я вообще-то неплохой христианин, и как-нибудь в дальнейшем Бог, по Своей великой милости, сделает всё как надо». Многие годами живут «как-нибудь», пытаясь служить людям и Богу с состоянием сердца, абсолютно не соответствующим тому, которое хочет видеть в нас Бог.

Для Бога же очень важно прежде всего состояние нашего сердца. Оно намного важнее всех наших достижений. Прислушайтесь, как звучит послание Духа Святого: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим. 14:17-18). Можно сказать так: мы служим Господу по-настоящему именно тогда, когда в нашем сердце обитают праведность, мир, покой и радость. Но возможно ли это? Да, возможно. Эта цель достигается совместными усилиями. С одной стороны, трудимся мы сами, с другой – благодать Духа Святого, действующая в ответ на наши усилия в правильном направлении. И это направление четко указано в Библии: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
Что же, собственно, означает слово «характер»? Это совокупность нашего темперамента, чувств и духовных качеств. Характер формирует то, что мы чувствуем, о чем думаем, что говорим и совершаем на деле. Следует сказать, что самого слова «характер» в Писании нет, но такие слова, как «благочинен», «честен», «страннолюбив», «учителен», «тих», «миролюбив», «целомудрен», «степенный» и т. д., как раз и описывают черты характера. Апостол Павел в формировании характера подчеркивает огромную роль наших помышлений: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2), «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир», «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). Человеческий характер начинает формироваться под воздействием наших мыслей: «Посеешь мысль – пожнешь слово, посеешь слово – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Интересно, что Иисус использовал в Своей земной жизни навыки (то есть привычки). Психологи говорят, что если одно и то же действие повторить по меньшей мере 21 раз, то оно становится привычкой!

Итак, Бог желает, чтобы мы менялись в Его прекрасный и совершенный образ. Для того чтобы помочь нам, Он послал в мир Своего Сына, Который, взяв на Себя наши грехи и беззакония, подарил нам вечную жизнь. Бог не оставляет нас наедине с нашими проблемами. Но Он часто допускает проблемы и трудности ради нашего блага, поскольку именно в проблемах проявляются все наши недостатки и недочеты. А еще Бог даровал нам Библию – прекрасное учебное пособие, которое, как зеркало, показывает нам наше истинное лицо, и, конечно же, Духа Святого, Который советует, утешает, ободряет и напоминает человеку о том, что, возможно, выпало из поля его духовного зрения. Наконец, у нас есть совесть, которая или осуждает, или оправдывает все наши действия. Потому только от нас зависит, воспользуемся ли мы этим набором действенных БОЖЬИХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Итак, способность к переменам во многом зависит именно от нас. Нужно какую-то часть пути пройти самому и только потом ожидать действия Божьей благодати. В этом случае как никогда верна поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Да благословит всех нас Бог, чтобы, пока мы живем на земле, формирование нашего христианского характера продолжалось. Апостол Павел писал, что каждый день он умирает (имеется в виду, что он умирает для зла, греха, плохих качеств характера), не считая себя достигшим совершенства. От себя еще добавлю: я по-прежнему старюсь меняться, у меня еще есть недостатки, но их стало существенно меньше. Глубоко верю, что с помощью Господа пройду свою дистанцию! Ведь Бог обязательно поможет тому, кто искренне хочет измениться!

Степан Шинкаревич

Made on
Tilda