Репортаж-размышление: "Еще один день – еще одна возможность подарить кому-то радость" Недавно довелось побывать в спецПТУ закрытого типа для девочек…
Пока шла подготовка к поездке, я размышляла: что же сказать трудным подросткам, оказавшимся по ряду причин в трудных жизненных обстоятельствах? Думаю, что такие же мысли посещали всех участников нашей группы: Михаила Кунцевича и Александра Комасина из минской церкви «Гефсимания», где они несут тюремное служение; семью Колодкиных из Михановичской общины ХВЕ и Светлану Рачицкую из Самохваловичей (компанию маме составила ее 15-летняя дочка Дарина).
…Мысленно возвращаюсь в свое прошлое, когда была подростком и понимаю, что только милость Божья сохранила меня от попадания в подобное заведение, поскольку примерной девочкой меня назвать было никак нельзя. Сегодня, наученная горьким опытом и оценивая свое поведение в детстве с позиции библейских истин и обновленного ума, прихожу к выводу: причиной многих моих бед и неприятностей стало непослушание родителям. Об этом и решила поделиться с девочками из спецПТУ. Не лишними были советы братьев из церкви «Гефсимания». (Они – из бывших «сидельцев» и хорошо понимают, что это значит оказаться за решеткой в пубертатном возрасте). Брат Михаил Кунцевич то и дело напоминал, чтобы в личной беседе с девочками мы не забывали их обнимать, ведь они – еще дети, которые остро нуждаются в любви и ласке.
Мы увидели обыкновенных девочек с абсолютным отсутствием отпечатка греха и порочности на лицах. Уже с первых минут выступления мы отметили: у них еще не ожесточенные души… Они не разучились плакать и сострадать. Едва прозвучали строки известной христианской песни о маме, как все, не сговариваясь, наклонили головы, дабы спрятать набежавшие на глаза слезы. Мы и сами под конец последнего куплета расплакались!
Разумеется, нас волновал вопрос: что же толкнуло девочек на преступления? Ведь некоторым из них всего лишь 12 лет! Подростки очень нуждались в живом и тесном общении… Они были открытыми с нами. Кто-то оказался сиротой, кто-то – из неблагополучной семьи. Не получив дома должной заботы и любви, начали искать их в других, нередко злачных, местах… Девчонкам хотелось принятия и уважения, поэтому они делали то, что, по их мнению, считалось «крутым». И за это «круто» расплатились – что может быть дороже свободы? Зато теперь уровень их жилищных (пусть и казенных!) условий на порядок выше домашних. В комнате проживает по 2-3 человека. Питание – сбалансированное, одежда – приличная… Но может ли достойный уход и забота со стороны государства исцелить и восстановить израненные души и искалеченные жизни? А еще, что немаловажно, освободить от духа отверженности? На незначительное время – возможно, да… И то – лишь пригладить, затушевать, нивелировать…
Ник Вуйчич однажды сказал: «Одна из величайших радостей жизни – стать частью чего-то большего, чем твоя собственная жизнь и личный опыт».
Наверняка, большинство из тех, кто отбывает здесь наказание, обещает себе начать новую жизнь… Когда-то я тоже принимала решение начать жизнь с «чистого листа»: то с Нового Года, то с 1-го числа и даже – с переменой места жительства. Но хватало моих усилий ненадолго. И причина лежала на дне моего «невозрожденного», неосвобожденного от греха сердца… Как правило, желание изменить жизнь путем насилия над своей греховной сущностью заканчивается поражением. Как вообще можно заставить себя стать вдруг законопослушным и примерным, в то время как внутри ты – абсолютная противоположность? Не достигая желаемых результатов, мы начинаем злиться на обстоятельства и на людей… «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» – говорится в Евангелии от Марка (2:22). Все возвращается на круги своя: побеждает старая природа. Что, собственно, является закономерностью, потому что без Бога внутреннее преображение невозможно.
Мама догадывалась о моих «похождениях»… Плакала и увещевала. Я тоже плакала, злилась на нее и на себя, но с упорством возвращалась к старому и ненавистному образу жизни. Будучи внутренне опустошенной и одинокой, движимая чувством острого стыда, я обратилась к Иисусу… Глядя на девочек из спецПТУ, я вспоминала себя и думала, что не желаю им, чтобы они довели себя до такого состояния, когда хочется уйти из жизни… В последнее время количество суицидов среди подростков значительно выросло. Но за каждую трагическую развязку именно взрослые в ответе. Как раз с их стороны должна быть проявлена инициатива в налаживании контакта с ребенком. По причине отсутствия связующего звена нет доверия, нет задушевных чаепитий и бесед. Оказывается, что не всякая благополучная семья является таковой в действительности…
Родители «запутались в понятиях» и приравнивают проявление душевного тепла и заботы к обеспечению чада материальными «необходимостями». При этом взрослые тешат себя иллюзиями, что имеют весомое влияние на сына или дочь… Но чтобы влиять на детей, их надо прежде любить! Я во многом поступала со своими девочками неверно и воспитывала их не всегда правильно. Затем просила у дочерей прощения… Впоследствии и свою маму смогла понять и простить. Почему-то я не верила, что она меня любит, а строгость и дисциплину принимала за желание наказать и отсутствие любви. Долгое время наши взаимоотношения были омрачены непрекращающейся конфронтацией! Став христианкой, я поняла, почему всегда мучилась чувством отверженности… Моя мама сама росла без любви: отца репрессировали, когда она только родилась. Вопрос выживания в семье стал первостепенным… На любовь и прочие нежности времени не было. Да и душевных сил порой – тоже…
Возвращаясь мыслями к девочкам из спецПТУ, хочется попросить всех неравнодушных матерей и отцов, которых в свое время привлек к Себе небесной любовью Иисус. Прошу… Когда будете возносить молитвы за своих чад, вспомните и этих девочек. Некоторым после освобождения и возвращаться-то некуда… А кто-то снова переступит порог родного дома, где царят равнодушие и аморальность вперемешку с антисанитарией и нищетой… Известный мотиватор и христианин Ник Вуйчич однажды сказал: «Одна из величайших радостей жизни – стать частью чего-то большего, чем твоя собственная жизнь и личный опыт». Давайте к своему молитвенному ходатайству приложим свое возрожденное Христом сердце и, тем самым, поможем этим девочкам сделать правильный выбор в жизни…