Родился брат Андрей в тяжелом 1942 году в семье пастора церкви. У родителей было 5 дочерей и единственный сын, которого отец и мать воспитывали в строгости. Самое яркое воспоминание детства у Андрея – это люди, которые постоянно находились в родительском доме. Когда они приходили, вся семья склоняла колени для молитвы. Затем гости долго беседовали с отцом, а после садились за стол. И снова все молились. Кстати, родители принимали всех. Никогда не ругались с гостями, а наоборот, внимательно слушали, давали советы, делились пищей и с молитвой отпускали. Люди приходили постоянно, поэтому дети вместе с родителями много времени молились на коленях. Возможно, пример родительской веры и заложил основу характера детей в этом доме. Андрей рассказывал, что в его понимании доброе отношение ко всем людям было естественным. Когда, например, кто-то, видя в его руках красивое яблоко, просил дать откусить, Андрей не мог отказать. Хотя часто после этого в его руках оставалась совсем маленькая часть плода. И если кто-то из детей снова просил откусить, он уже отдавал все яблоко.
Отец отошёл в вечность, когда его сыну исполнилось 18 лет. Забота о семье и сёстрах легла на плечи Андрея. В это время он учился в городском училище, готовился быть сварщиком. А в 1962 году после окончания училища молодого хрис тианина, несмотря на семейные обстоятельства, призвали в армию. Срочная служба в те годы для верующих была временем особой проверки на верность Христу. Находясь в армии, не совершив какого-либо правонарушения, Андрей был осуждён на 4 года трудовых лагерей за свои убеждения.
Неожиданный поворот в судьбе молодого человека для многих казался настоящей трагедией. Но сегодня брат Анд рей благодарит Бога за такую судьбу. В трудовом лагере в то время находилось много христиан, большая часть их была служителями. Поэтому в неволе молодые христиане оказались в центре внимания опытных и зрелых руководителей церкви. Старшие братья учили молодых Божьему Слову, давали советы, делились пищей. Такая забота христиан друг о друге удивляла остальных осужденных.
Однажды навестить Андрея приехала старшая сестра. Увидеть брата ей не поз волили, но продукты передать согласились. Из всей передачи Андрею принесли только буханку черного хлеба. Но и она обладала особой ценностью – заключенные по очереди просто нюхали хлеб, а затем разделили его между собой. Каким же вкусным он был для изголодавшихся!
Иногда братья собирались для пения – сразу три регента хора оказались рядом за колючей проволокой. В такие минуты час то появлялось лагерное начальство: «Что за сборище вы здесь организовали? Разойдись!» Братья не спешили расходиться, а кто-то спокойно объяснял начальству: «Гражданин начальник! Сборище – это когда собираются пьяные или бандиты. Мы – не те и не другие. Собрались же для того, чтобы вместе помолиться!» Но начальник не успокаивался: «Разойдитесь!» – «Гражданин начальник, мы помолимся и разойдемся! За вас будем молиться!» Услышав такие слова, начальник недовольно уходил – он знал, что, когда верующие молятся, будет все спокойно. Общение верующих в лагере было подобно маленькому островку любви и доброты, на который все обращали внимание. Тяжелая работа, холод и голод забирали много сил у осужденных. Но они не были одиноки, рядом был Бог. Старшие братья своей жизнью являли пример для молодых, например, делая добро. Вокруг же царили зло и насилие. Уголовники часто отнимали у верующих весь паек, забирали одежду и обувь, физически издевались над христианами. Особенно тяжело было видеть, когда этим занимался односельчанин Андрея, который оказался с христианином в одном лагере. Этот человек знал, что в Библии есть повеление для верующих о том, что «ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Односельчанин цитировал этот текст, бил Андрея по щекам и забирал одежду. «Побеждать зло добром нелегко. Я не осуждаю его. Человек в нужде очень злой…» – делился со мной по телефону дядя. Односельчанин освободился раньше Андрея и однажды пришел к его матери в гости. Он много рассказывал о жизни в лагере, но сестры запомнили его последние слова: «Вы, мама, воспитали своего сына настоящим христианином! Я сам его проверил!» Проверяли христиан многие заключенные, а убедившись в их честности, доверяли им свои секреты и нужды.
Как же научиться побеждать зло добром? В послании к Римлянам говорится: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (12:17). Этот стих должен стать нашим жизненным правилом. Такое решение – непростое, но оно – от Бога. Наше же греховное «я» ищет справедливости, хочет отплатить обидчику. Поступая так, мы лишь даем повод злу распространяться активнее, дальше и глубже. Единственный действенный способ обезвредить врага – это превратить его в друга. Чернокожий ученый Джордж Вашингтон Карвер однажды сказал: «Я никогда не позволю ни одному человеку разрушить мою жизнь, вызвав во мне чувство ненависти к нему». Библия учит нас не просто банальному непротивлению. Она призывает активно делать добро. Не уничтожать врагов силой, а обращать их в друзей, проявляя непритворную доброту и любовь. Например, накормить врага, если он голоден, собирая таким образом ему на голову горящие уголья. Конечно же, речь здесь не идет о какой-то пытке. Это выражение означает устыдить человека за жестокость добротой, которую он не заслужил!
Сергей Ярмолюк
Журнал "Благодать" №5 2020
Отец отошёл в вечность, когда его сыну исполнилось 18 лет. Забота о семье и сёстрах легла на плечи Андрея. В это время он учился в городском училище, готовился быть сварщиком. А в 1962 году после окончания училища молодого хрис тианина, несмотря на семейные обстоятельства, призвали в армию. Срочная служба в те годы для верующих была временем особой проверки на верность Христу. Находясь в армии, не совершив какого-либо правонарушения, Андрей был осуждён на 4 года трудовых лагерей за свои убеждения.
Неожиданный поворот в судьбе молодого человека для многих казался настоящей трагедией. Но сегодня брат Анд рей благодарит Бога за такую судьбу. В трудовом лагере в то время находилось много христиан, большая часть их была служителями. Поэтому в неволе молодые христиане оказались в центре внимания опытных и зрелых руководителей церкви. Старшие братья учили молодых Божьему Слову, давали советы, делились пищей. Такая забота христиан друг о друге удивляла остальных осужденных.
Однажды навестить Андрея приехала старшая сестра. Увидеть брата ей не поз волили, но продукты передать согласились. Из всей передачи Андрею принесли только буханку черного хлеба. Но и она обладала особой ценностью – заключенные по очереди просто нюхали хлеб, а затем разделили его между собой. Каким же вкусным он был для изголодавшихся!
Иногда братья собирались для пения – сразу три регента хора оказались рядом за колючей проволокой. В такие минуты час то появлялось лагерное начальство: «Что за сборище вы здесь организовали? Разойдись!» Братья не спешили расходиться, а кто-то спокойно объяснял начальству: «Гражданин начальник! Сборище – это когда собираются пьяные или бандиты. Мы – не те и не другие. Собрались же для того, чтобы вместе помолиться!» Но начальник не успокаивался: «Разойдитесь!» – «Гражданин начальник, мы помолимся и разойдемся! За вас будем молиться!» Услышав такие слова, начальник недовольно уходил – он знал, что, когда верующие молятся, будет все спокойно. Общение верующих в лагере было подобно маленькому островку любви и доброты, на который все обращали внимание. Тяжелая работа, холод и голод забирали много сил у осужденных. Но они не были одиноки, рядом был Бог. Старшие братья своей жизнью являли пример для молодых, например, делая добро. Вокруг же царили зло и насилие. Уголовники часто отнимали у верующих весь паек, забирали одежду и обувь, физически издевались над христианами. Особенно тяжело было видеть, когда этим занимался односельчанин Андрея, который оказался с христианином в одном лагере. Этот человек знал, что в Библии есть повеление для верующих о том, что «ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Односельчанин цитировал этот текст, бил Андрея по щекам и забирал одежду. «Побеждать зло добром нелегко. Я не осуждаю его. Человек в нужде очень злой…» – делился со мной по телефону дядя. Односельчанин освободился раньше Андрея и однажды пришел к его матери в гости. Он много рассказывал о жизни в лагере, но сестры запомнили его последние слова: «Вы, мама, воспитали своего сына настоящим христианином! Я сам его проверил!» Проверяли христиан многие заключенные, а убедившись в их честности, доверяли им свои секреты и нужды.
Как же научиться побеждать зло добром? В послании к Римлянам говорится: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (12:17). Этот стих должен стать нашим жизненным правилом. Такое решение – непростое, но оно – от Бога. Наше же греховное «я» ищет справедливости, хочет отплатить обидчику. Поступая так, мы лишь даем повод злу распространяться активнее, дальше и глубже. Единственный действенный способ обезвредить врага – это превратить его в друга. Чернокожий ученый Джордж Вашингтон Карвер однажды сказал: «Я никогда не позволю ни одному человеку разрушить мою жизнь, вызвав во мне чувство ненависти к нему». Библия учит нас не просто банальному непротивлению. Она призывает активно делать добро. Не уничтожать врагов силой, а обращать их в друзей, проявляя непритворную доброту и любовь. Например, накормить врага, если он голоден, собирая таким образом ему на голову горящие уголья. Конечно же, речь здесь не идет о какой-то пытке. Это выражение означает устыдить человека за жестокость добротой, которую он не заслужил!
Сергей Ярмолюк
Журнал "Благодать" №5 2020