«Есть ситуации, когда человек искренне кается и следует за Господом, но наблюдая за человеком и его жизнью, сталкиваешься с тем, что он либо не растет, либо уходит из церкви, либо долго „болеет“ как христианин. Что за этим стоит? Почему грамотные, искренние, открытые перед Господом и даже крещенные Духом Святым падают? Поиском ответов на эти вопросы занимается христианское душепопечение!» — говорил в рамках авторского курса по душепопечению Иосиф Бейня, один из пасторов церкви «Спасение» г. Барановичи.
В этой статье мы представим некоторые выжимки из его первой лекции. Надеемся, что статья вдохновит вас и станет началом еще одного возрастания. Ведь сегодняшняя Церковь все так же нуждается не в «бесполезных врачах» (Иов. 13:4), а в мудрых душепопечителях!
Душепопечение — психиатрия или консультирование?
В миру душепопечение называют психиатрией (психотерапией), а в кругах верующих — христианским консультированием. Однако оба понятия не в полной мере раскрывают феномен душепопечения. В переводе с греческого психиатрия — это лечение души (психо — душа, атрия — лечение). Но лечить душу — это еще не значит правильно ей помочь. Тем более, не каждый понимает в полноте, что же такое душа? Например, в Библии это слово имеет не менее 4 понятий (см. справочник Э. Нюстрема).
В свою очередь, христианское консультирование — это не до конца доведенное служение. Потому что нельзя ограничить работу душепопечителя только беседой, где один спрашивает, а второй отвечает.
Христианское душепопечение должно идти дальше. Его задача — сделать человека полноценным членом Тела Христова. Чтобы он вышел из темницы и начал радостно славить Господа, а также мог правильно общаться с близкими, братьями и сестрами во Христе.
Дихотомия vs трихотомия
Прежде чем говорить о душепопечении, разберемся как устроен человек. Существует два мнения о строении человека: дихотомия — человек двоичен (дух и плоть), и трихотомия (дух, душа и тело). Когда читают Быт. 2:7, то одни усматривают двоичность человека, а другие — его троичность (дополнительные стихи 1 Фес. 5:23, Евр. 4:12).
Сосредоточимся на названном стихе из книги «Бытие»:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою".
Как видно из прочитанного, в сотворении человека Бог использовал две субстанции. Первая — это материя или прах земной, вторая — это дыхание жизни или дух. Таким образом можно заключить, что человек — это духовно-материальная сущность, которая произошла в результате соединения духа и материи и «стал человек душою живою».
В свою очередь, когда произошло соединение духа и материи, то появилась их производная — «душа живая»:
(подборка лучших проповедей)
Душа — мост между материей и духом
Когда произошло соединение духа и материи, появилась личность человека, душа или же его целостная натура, соединяющая две природы. Отметим, что ни одно животное, ни один неодушевленный предмет не осознает свою индивидуальность или свое «Я». Животное не может осознать мысль, что оно животное, а человек может, потому что соединение материи и духа дало производную — «живую душу» или личность.
Подытоживая мысль о структуре человека, мы можем сказать, что он является духовно-материальной сущностью или же духом, живущим во плоти. Причем, это единственная сущность, которая одновременно состоит из духа и материи.
Если посмотреть на сущности небесного порядка, то Господь и ангелы Его представляют собой духовные сущности. Хотя из Писания мы знаем, что периодически они могли выражать себя материально (Лк. 1:26−38, Лк. 22:43; Деян. 1:10−1; Деян 12:6−10 и др.). Но все-таки единственной материально-духовной сущностью является человек, поэтому он может одновременно жить в двух мирах. В видимом — материальном и невидимом — духовном.
Резюме
Говорить о человеке как только о духовной или материальной сущности — неправильно. Выделять отдельно душу человека — тоже неправильно. Человека надо рассматривать во всей полноте! (Быт. 2:7)
Мы разобрали простую учебную схему, из которой поняли посредством чего в человеке соединен дух и материя. Теперь можно идти дальше и определить, что же по замыслу Творца должно являться главной руководящей субстанцией человека.
Подготовили М. Мокрецов и В. Крисенкова
Продолжение следует
Аудиозапись лекции
(из семинара по теме «Освобождение»)