Общий поток

Иосиф Бейня: духовная структура человека (часть 1)

«Есть ситуации, когда человек искренне кается и#nbsp;следует за#nbsp;Господом, но#nbsp;наблюдая за#nbsp;человеком и#nbsp;его жизнью, сталкиваешься с#nbsp;тем, что он#nbsp;либо не#nbsp;растет, либо уходит из#nbsp;церкви, либо долго „болеет“ как христианин. Что за#nbsp;этим стоит? Почему грамотные, искренние, открытые перед Господом и#nbsp;даже крещенные Духом Святым падают? Поиском ответов на#nbsp;эти вопросы занимается христианское душепопечение!»#nbsp;— говорил в#nbsp;рамках авторского курса по#nbsp;душепопечению Иосиф Бейня, один из#nbsp;пасторов церкви «Спасение» г.#nbsp;Барановичи.
В#nbsp;этой статье мы#nbsp;представим некоторые выжимки из#nbsp;его первой лекции. Надеемся, что статья вдохновит вас и#nbsp;станет началом еще одного возрастания. Ведь сегодняшняя Церковь все так#nbsp;же нуждается не в#nbsp;«бесполезных врачах» (Иов. 13:4), а#nbsp;в#nbsp;мудрых душепопечителях!

Душепопечение#nbsp;— психиатрия или консультирование?

В#nbsp;миру душепопечение называют психиатрией (психотерапией), а#nbsp;в#nbsp;кругах верующих#nbsp;— христианским консультированием. Однако оба понятия не#nbsp;в#nbsp;полной мере раскрывают феномен душепопечения. В#nbsp;переводе с#nbsp;греческого психиатрия#nbsp;— это лечение души (психо#nbsp;— душа, атрия#nbsp;— лечение). Но#nbsp;лечить душу#nbsp;— это еще не#nbsp;значит правильно ей#nbsp;помочь. Тем более, не#nbsp;каждый понимает в#nbsp;полноте, что#nbsp;же такое душа? Например, в#nbsp;Библии это слово имеет не#nbsp;менее 4 понятий (см.#nbsp;справочник Э. Нюстрема).
В#nbsp;свою очередь, христианское консультирование#nbsp;— это не#nbsp;до#nbsp;конца доведенное служение. Потому что нельзя ограничить работу душепопечителя только беседой, где один спрашивает, а#nbsp;второй отвечает.
Христианское душепопечение должно идти дальше. Его задача#nbsp;— сделать человека полноценным членом Тела Христова. Чтобы он#nbsp;вышел из#nbsp;темницы и#nbsp;начал радостно славить Господа, а#nbsp;также мог правильно общаться с#nbsp;близкими, братьями и#nbsp;сестрами во#nbsp;Христе.

Дихотомия vs#nbsp;трихотомия

Прежде чем говорить о#nbsp;душепопечении, разберемся как устроен человек. Существует два мнения о#nbsp;строении человека: дихотомия#nbsp;— человек двоичен (дух и#nbsp;плоть), и#nbsp;трихотомия (дух, душа и#nbsp;тело). Когда читают Быт. 2:7, то#nbsp;одни усматривают двоичность человека, а#nbsp;другие#nbsp;— его троичность (дополнительные стихи 1 Фес. 5:23, Евр. 4:12).
Сосредоточимся на#nbsp;названном стихе из#nbsp;книги «Бытие»:
"И создал Господь Бог человека из#nbsp;праха земного, и#nbsp;вдунул в#nbsp;лицо его дыхание жизни, и#nbsp;стал человек душою живою".
Как видно из#nbsp;прочитанного, в#nbsp;сотворении человека Бог использовал две субстанции. Первая#nbsp;— это материя или прах земной, вторая#nbsp;— это дыхание жизни или дух. Таким образом можно заключить, что человек#nbsp;— это духовно-материальная сущность, которая произошла в#nbsp;результате соединения духа и#nbsp;материи и#nbsp;«стал человек душою живою».
В#nbsp;свою очередь, когда произошло соединение духа и#nbsp;материи, то#nbsp;появилась их#nbsp;производная#nbsp;— «душа живая»:
#nbsp;(подборка лучших проповедей)

Душа#nbsp;— мост между материей и#nbsp;духом

Когда произошло соединение духа и#nbsp;материи, появилась личность человека, душа или#nbsp;же его целостная натура, соединяющая две природы. Отметим, что ни#nbsp;одно животное, ни#nbsp;один неодушевленный предмет не#nbsp;осознает свою индивидуальность или свое «Я». Животное не#nbsp;может осознать мысль, что оно животное, а#nbsp;человек может, потому что соединение материи и#nbsp;духа дало производную#nbsp;— «живую душу» или личность.
Подытоживая мысль о#nbsp;структуре человека, мы#nbsp;можем сказать, что он#nbsp;является духовно-материальной сущностью или#nbsp;же духом, живущим во#nbsp;плоти. Причем, это единственная сущность, которая одновременно состоит из#nbsp;духа и#nbsp;материи.
Если посмотреть на#nbsp;сущности небесного порядка, то#nbsp;Господь и#nbsp;ангелы Его представляют собой духовные сущности. Хотя из#nbsp;Писания мы#nbsp;знаем, что периодически они могли выражать себя материально (Лк. 1:26−38, Лк. 22:43; Деян. 1:10−1; Деян 12:6−10 и#nbsp;др.). Но#nbsp;все-таки единственной материально-духовной сущностью является человек, поэтому он#nbsp;может одновременно жить в#nbsp;двух мирах. В#nbsp;видимом#nbsp;— материальном и#nbsp;невидимом#nbsp;— духовном.

Резюме

Говорить о#nbsp;человеке как только о#nbsp;духовной или материальной сущности#nbsp;— неправильно. Выделять отдельно душу человека#nbsp;— тоже неправильно. Человека надо рассматривать во#nbsp;всей полноте! (Быт. 2:7)
Мы#nbsp;разобрали простую учебную схему, из#nbsp;которой поняли посредством чего в#nbsp;человеке соединен дух и#nbsp;материя. Теперь можно идти дальше и#nbsp;определить, что#nbsp;же по#nbsp;замыслу Творца должно являться главной руководящей субстанцией человека.
Подготовили М. Мокрецов и В. Крисенкова
Продолжение следует

Аудиозапись лекции

(из семинара по теме «Освобождение»)
2023-01-25 17:00 Проповеди