Свидетельства

Семейный экипаж, или муза для водителя

Кардинально поменять профессию и образ жизни решится не каждый. Трудно представить, как медсестра могла переквалифицироваться в дальнобойщики. Что подвигло христианку Алену Кунцевич из Бобруйска сесть за баранку большегруза, читайте в материале «Семейный экипаж».

Алену Кунцевич я знаю лично (вместе учились в Теологическом институте), и поэтому легко могу ее охарактеризовать. Отличительным качеством Алены является женственность, причем в классическом понимании этого слова. Думается, что именно ради таких, как эта миловидная мама троих детей, сражались рыцари, таким посвящали оды поэты и с таких писали портреты художники… Еще 3 года назад Алена даже не помышляла о том, чтобы сесть за баранку большегруза, ведь по специальности она… медсестра. Но когда у мужа случились проблемы со здоровьем, на семейном совете супруги приняли решение, что в следующий рейс (в Испанию) поедут вдвоем.



Много лет назад, совсем юные и влюбленные друг в друга, они в одном году покаялись, а в следующем заключали завет с Богом через водное крещение. Вскоре поженились. Не зря Небесный Отец при сотворении мира сказал: «Не хорошо быть человеку одному…» В одноименной библейской книге Творцу вторит Екклесиаст: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их» (4:9, 10). Бог для того и дает мужу помощницу, чтобы КПД их совместной деятельности – при условии, что они исполняют волю Божью, – возрастал. Всего столетие назад считалось нормальным, когда супруги насущный хлеб добывают сообща. Например, на сенокос и жатву муж и жена отправлялись вместе. Но с развитием цивилизации супруги стали видеться все больше по вечерам. Вследствие чего возник дефицит общения, повлекший за собой конфликты, а еще неумение строить нормальные отношения c учетом интересов другого. Кстати говоря, пандемия коронавируса, загнавшая людей в домашний карантин, в Китае вызвала «побочный эффект» – резко возросло количество разводов. И хотя в местных загсах считают, что причиной тому стало слишком долгое пребывание вместе, поводом к расторжению брака скорее послужило именно отсутствие условий, в которых супруги учились бы проявлять любовь не на ходу – по телефону или в виртуальной переписке, а в непосредственном тесном контакте!
– Впервые проезжая по европейским дорогам в качестве пассажира, – делится своими воспоминаниями Алена, – я обратила внимание, что огромными тягачами нередко управляют женщины. Все большую популярность набирают так называемые семейные экипажи. Крупные европейские перевозчики благосклонно относятся к последним. На радикальную смену деятельности после 40 лет решаются преимущественно женщины. Ведь, как правило, дети у них уже взрослые, многие из которых учатся на платной основе, потому семейные расходы возрастают… Подобная ситуация возникла и у нас. Если бы я не стала помогать мужу, то, наверное, мы своего любимого папочку дома видели бы гораздо реже. Раньше, когда дети были маленькими, его возвращение из очередного рейса было для них настоящим праздником. Несомненно, роль отца в воспитании детей не сводится только к материальному обеспечению. Но за период отдыха (как правило, это 1 месяц) Дима успевал наладить в доме дисциплину и создать здоровую атмосферу. И дело не в строгости, а в его бесспорном авторитете! Я заметила, что даже после отъезда папы неделю-две дети слушались меня беспрекословно, как если бы он фактически присутствовал в доме.
Не все дальнобойщики рассматривают свою профессию как постоянную. Ведь для нее существуют ограничения по здоровью, поэтому редко кто продолжает преодолевать дальние расстояния в пожилом возрасте. И физически, и психологически дорога выматывает. Дмитрий за рулем большегруза уже более 20 лет. Он не раз пробовал сменить род деятельности, вплоть до монотонного труда на заводе, но надолго его не хватало… Не то чтобы тянуло в дорогу или хотелось драйва. Просто каждому человеку Бог дал свой талант и предрасположенность к определенной профессии. Ведь трудоспособный возраст – это и есть то самое время, которое господин из известной притчи (Мф. 25:14-30) дал на приумножение талантов. Как правило, христиане испытывают внутренний диссонанс, когда разрываются между работой и служением, пытаясь осмыслить: вот, я зарабатываю на хлеб насущный для своей семьи, а как же мой духовный труд? Его как бы и нет… Подобные мысли мучили не только Дмитрия, но и Алену, которой всегда казалось, что она недостаточно служит Господу в церкви. Служитель церкви «Слово надежды» молодого христианина успокоил: в конце концов, не всех Господь поставил быть пасторами, надо кому-то и грузы развозить. А жена дана ему в помощницы…
– Пример семейных экипажей показался мне привлекательным, и я подумала: «Что, если и мне попробовать сесть за руль?» – продолжила свой рассказ Алена. – Ведь если один человек достигает успеха в каком-то деле, то второй всегда может это повторить! Кроме того, все 20 лет супружеской жизни мы с мужем мечтали о том, чтобы чаще быть вместе – для полного счастья не хватало именно совместного времяпрепровождения! Муж мои начинания поддержал, и сразу после его возвращения в Беларусь я отправилась на соответствующие курсы. Господь давал Свое устройство буквально на каждом шагу: теория отскакивала от зубов. И хотя практика вождения отрабатывалась на допотопном грузовике с прицепом, тем не менее все экзамены сдала с первого раза и получила категорию «Е»! Теперь нужно было устроиться на работу. Инструктор порекомендовал крупную транспортную компанию, занимающуюся международными грузоперевозками, отзывы о которой были преимущественно негативными, что, разумеется, заставило нас недоумевать. Но, помолившись и доверив вопрос трудоустройства Господу, в Чьих силах обратить невыгодные условия в преимущества, мы подали заявку. И ни разу об этом не пожалели! Работодатель никогда не задерживал нам зарплату, не выставлял несправедливых санкций…
Родственники и друзья Кунцевичей восприняли новость о совместных рейсах на дальние расстояния неоднозначно. Родители Алены, например, переживали: справится ли дочь с огромным тягачом? Но когда рядом крепкое плечо мужа, силы и уверенность удваиваются. Родной человек не станет вес­ти себя отстраненно… И правда, на протяжении первого совместного рейса в Европу Дмитрий то и дело ободрял жену, восхищаясь тем, как та семимильными шагами на практике осваивает премудрость управления фурой!
– По натуре я трусиха, – признается Алена. – Помню тот момент, когда впервые пришлось ехать ночью по плохо освещенному горному серпантину. Вцепившись вспотевшими от волнения пальцами в руль, думала: «Что я здесь делаю?» Ощущения были несколько ирреальными, будто все это происходит не со мной. Видимо, интуитивно почувствовав мое состояние, муж спросил: «Ты боишься?» Не поворачивая головы, я едва разомкнула губы: «Просто хочется выйти…» Интересно, что далее мне предстояло ехать самостоятельно, без чуткого руководства и комментариев Димы, поскольку он сильно устал и нуждался в отдыхе. Теперь настал мой черед поинтересоваться: «Ты не боишься, что мы разобьемся?» На что получила спокойный ответ: «Нет… Наша безопасность в руках Бога, а я Ему доверяю!»
Дмитрий знал, о чем говорил… Не единожды попадал в аварии. В первый раз, когда напарник заснул за рулем и машина от удара превратилась в хлам… Во второй – под колеса бросилась косуля, что спровоцировало ДТП… В третий раз отказали тормоза. А однажды, при перевозке автопоезда из Якутии в Москву, из-за очень низкой температуры заглох мотор. Тягач одинокой гусеницей застыл посреди пустынной дороги. Дмитрий в покрытой толстым слоем инея кабине молился Богу: зажигание после нескольких попыток сработало… Это еще раз доказало: Господь обозревает всю землю, Он всегда рядом, и, когда мы просим помощи в молитве, тревога в сердце сменяется умиротворением и уверенностью, что ответ последует незамедлительно.
– Однажды зимой мы попали в ситуацию, от воспоминаний о которой мурашки бегут по коже. Однако уверенности, что Бог хранит нас, а также причин Его славить у нас стало еще больше, – рассказывают супруги Кунцевич. – Это случилось за Полярным кругом, при выезде из норвежских фьордов, когда плюсовую температуру воздуха внезапно сменил легкий морозец. В результате трасса стала напоминать мокрую скользкую пленку, что представляет большую опасность для автомобилей. И хоть видимость на равнине была превосходная, тем не менее мы остановились, чтобы надеть на колеса специальные цепи, предотвращающие заносы и скольжение. Автобус, движущийся вдалеке, не снижая скорости, решил объехать нашу фуру. За рулем находился норвежец, а значит, человек бывалый, однако и он не смог предвидеть того, что случилось далее. Автобус будто магнитом притянуло к нашему тягачу. Произошло столкновение. Наша фура отделалась незначительными повреждениями, чего об автобусе сказать было нельзя… Но на этом злоключения на аварийном участке не закончились. Есть у «дальнобоев» такой профессиональный термин: «стать на лыжи», что означает «потерять возможность управления». Едва мы оказались в кабине, как увидели в боковые зеркала, что все следующие по нашей полосе автомобили начинает стягивать по гололеду в кювет. Но и это оказалось не последним поводом для паники. По встречной полосе ехал огромный трактор, который с помощью ковша-лопаты расчищал дорогу от снега. Его тоже стало заносить именно на данном участке дороги. Водитель фуры, следовавшей за трактором, также не смог справиться с управлением, и ее понесло прямо на нас…
Казалось, что лобовое столкновение неизбежно! До слуха застывшей в оцепенении Алены донесся крик мужа: «Выходи, выходи!» Но расстояние стремительно сокращалось, вот-вот кабину сплющит, будто хрупкую ракушку… Дмитрию хватило двух секунд, чтобы схватить жену в охапку, забросить, словно перышко, в отделение спальника и загородить собой в ожидании мощного удара… Раздался легкий хлопок: это сложилось боковое зеркало. Оказалось, в последний момент водитель тягача смог вывернуть руль перед носом большегруза, где находились Кунцевичи. Со всего размаху шофер влетел в сугроб…
– И если раньше я думала: «А вдруг не справлюсь?», то теперь восклицаю с радостью: «Бог поможет!» Если раньше боялась: «А вдруг в нас врежутся?», то теперь говорю: «Бог сохранит!» – не может сдержать чувств Алена. – Во время ночевки на паркингах мы ни разу не подверглись нападению со стороны дорожных бандитов. Казалось, от воров, сливающих солярку, наш топливный бак охраняли сами ангелы! А ведь кража топлива на трассах – дело обычное. Господь хранил и от отравления газом: такой метод «усыпления» дальнобойщиков используют в Европе маргиналы, чтобы похитить ценные вещи…
В общей сложности за 2 года совместной работы семейный экипаж исколесил почти всю Европу… Особенно Алена восхищается красотой скандинавской природы, привычной ей с детства, ведь родилась она в Заполярье, на берегу Баренцева моря.
– Я всегда мечтала вновь побывать в тундре и показать своему мужу суровую красоту северной природы с ее завораживающими пейзажами и белыми ночами. А он мне – южные страны. Никогда не забуду, как в Испании бегала вдоль берега океана, срывала с веток мандарины в ноябре, любовалась дотоле невиданными лианами киви и кустарниками хурмы… И если раньше у нас не было возможности съездить в далекие страны из-за дороговизны таких путешествий, то теперь мы еще и деньги за это получаем. В моменты, когда Бог исполняет простые человеческие мечты, особенно сильно чувствуешь Его любовь, а также то, как Он хочет порадовать Своих детей!
Алена – из семьи военного. В 14 лет оказавшись в Беларуси, она преданно и беззаветно полюбила страну голубых озер. Побывав в более чем 20 европейских странах, она так и не нашла ту, где ей захотелось бы остаться навсегда. Дмитрий стал свидетелем негативных изменений, которые в течение двух десятков лет происходили в некогда христианских странах Европы. Во многих провинциальных городах практически не осталось христианских церквей: они или закрыты, или перепрофилированы под клубы, спортзалы и даже мечети…
– Пожалуй, самым существенным изъяном профессии дальнобойщика для христианина – невозможность присутствовать на богослужениях поместной церкви на родине на протяжении долгого времени,– рассуждают супруги Кунцевич. – Безусловно, мы слушаем и смотрим трансляцию собраний из Беларуси в зависимости от того, кто находится в этот момент за рулем, а кто – на пассажирском сиденье. Что касается общения с Богом в молитве, то здесь нашей профессии нет равных! Как правило, в дороге ты можешь беспрепятственно молиться, славить Бога, петь Ему непрестанно. А также слушать аудио-Библию или то, как вслух Писания читает твой напарник. Как минимум 1-2 дня в неделю мы имеем выходные. Домашними хлопотами ты не обременен, другими заботами – тоже, поэтому есть возможность посвятить свободное время своему духовному обогащению. Кроме того, сама работа водителя способствует молитвам, ведь дорога всегда сопряжена с риском. Повседневная жизнь христианина предоставляет множество возможностей проявить смелость. Но в самый ответственный момент последняя порой куда-то исчезает, и лучшим выходом из ситуации является молитва. С этим соглашаются и наши неверующие коллеги. Они откровенно признаются в том, что всякий раз перед отправлением в дорогу или в форс-мажорной ситуации обращаются к Богу…
Современные грузовики – достаточно комфортное рабочее место. Кабина – это маленький дом. Жизнь на площади в 4 квадратных метра дает осознание, что человеку нужно совсем немного для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Был бы рядом близкий человек… А к остальному – сбившемуся суточному ритму, ночному сну по 3 часа по очереди, душу и туалету на паркингах – можно привыкнуть. Так считает Алена. Для нее все преимущества присутствия мужа налицо: тяжелой физической работой она не занимается. Дмитрий жену щадит: погрузкой и разгрузкой занимается сам. Зато он терпеть не может готовить еду и возиться с документацией, поэтому Алена хлопочет и по хозяйской, и по «бумажной» части. Семейный экипаж работает слаженно: пока муж укомплектовывает товар с помощью погрузчика в фуру, жена, образно говоря, одной рукой вписывает нужные цифры в дорожный формуляр, а второй помешивает суп. Кстати, готовят еду дальнобойщики с использованием газового баллона или мультиварки. Семейный подряд позволяет сэкономить массу времени. Как истинный джентльмен, Дмитрий даже маршрут рассчитывает с учетом сложности трассы. Те участки, которые, по его мнению, не представляют опасности, он доверяет жене, а экстремальные проходит сам…
– Иногда Дима наматывает в полтора раза больше километража, чем я. Тем не менее он не перерабатывает: в нормы трудового законодательства мы вписываемся оба, – смеется Лена. – Разумеется, такие приятные поблажки возможно получить только от мужаЕще раз подчеркну, что труд дальнобойщика совсем не женский! И физическая сила играет здесь не последнюю роль. Хочешь не хочешь, а женщины вынуждены просить помощи у мужчин: где-то груз подтянуть, а где-то гайку зажать… Это вызывает у не всегда галантных водителей справедливый гнев: мол, знала, куда шла! Зарплата ведь у всех одинаковая, а за проявление благородства мужчинам не доплачивают. Но в семейных экипажах царят мир и железная договоренность: жена – помощница, спутница, надежная боевая подруга. Мой муж не требует от меня, чтобы я была такой же физически крепкой, как он. Только однажды пошутил, когда я попросила купить мне аккумуляторную отвертку: «Ты сначала дверь фуры научись одной рукой закрывать…» А я и не обращала внимания, что двумя толкаю. Сил и правда не хватает!
Зачастую жены в семьях сами обес­ценивают себя… Как? Удерживая бразды правления в своих руках и становясь для мужей «перстом указующим и карающим». Женщина берет на себя функции «решалы», забывая о своем предназначении быть… музой. Той, ради которой мужчине захотелось бы стать героем не в компьютерной игре, а в реальности. Чтобы ради нее он мог совершить подвиг, доказав свое первенство во всем! Да, представительницы прекрасной половины человечества могут научиться боксировать, стрелять, бороться… Но, наверное, более мощного оружия, чем женственность, им не найти! <<<
Made on
Tilda